Чичев Юрий Иванович

Последний звонок

После Нового года началась нервная подготовка к последнему звонку и выпускному вечеру. Учёба – это важно, само собой. Многие уже с осени поступили на подготовительные курсы в разные вузы,     а  наш Иван - в мой родной агроинженерный университет с целью поступить на переводческое отделение педфака.  Как они с Мишкой Машкиным вне школы занимались английским – надо отдельную книжку писать.

            Меня классный руководитель Белла Рахмановна попросила  что-нибудь сочинить к выпуску ребят из школы… Но по порядку.

            Чем отметить последний звонок? Будет традиционное  хоровое пение во дворе школы, которое соберёт толпу слушателей-зрителей, традиционный проход выпускника с первоклассником на плече, который станет трясти колокольчик – такое по все стране можно увидеть. А вот что-нибудь оригинального можно? Можно. На мои стихи композитором Михаилом Протасовым написана песня «Последний звонок» и будет напечатана в 3-м номер «Стригунка»   Я даю классу стихи и ноты, они с музыкальным педагогом, каким – решите сами, разучивают и  поют её на школьном празднике в зале. Такого еще нигде не было. Вы будете первые исполнители песни. Самый оригинальный номер. Согласились.

            А  ещё  нужна короткая и легкая, несложная в постановке пьеска, что-то вроде капустника. Сможете? Попробую. 

            Работа началась. Но разве могла   пьеса обойтись без моих завираев? Конечно, нет. И они в ней были представлены. И читана пьеса в классе в присутствии педагогов и одобрена и принята к постановке. Но…

            У Беллы Рахмановны возникли сомнения. Она, как мне кажется, побоялась, что постановка пьесы отнимет у ребят масс времени от подготовки к экзаменам, А потом главный персонаж, прототип Завирая Первого неожиданно и тяжело заболел, перепугав  родителей, друзей и всю школу. Так что в жизни обошлось без постановки, о чем я очень жалел. Но  всем выпускникам и всем педагогам была  вручена папка с золотым тиснением, в которую вложили и песни, и стихи, обращенные к каждому одиннадцатикласснику, и каждому учителю, плюс экземпляр этой пьесы, а девчонкам  еще и песни, им посвященные.

            И я хочу, чтобы в книге произошло то, чего не  случилось в жизни – это будет правильно и в соответствии с законами драматургии:  чтобы в финале книги ее герои  сыграли эту пьесу…

                                     *         *          *

            25 мая. Рекреационный зал полон.  Свет притушен, задняя стенка сцены, усеянная зажженная ёлочными лампочками-малютками, таинственно мерцает, как космос, настраивая зал на общение с вечностью, с быстротекущим временем… Беззвучны, едва различимы пока на сцене выпускники. Вперёд выступают ведущие: ученик и ученица, их лица высвечиваю прожекторы-пистолеты.

Ученица:  Дорогие друзья! Дорогие учителя, родители и гости! Дорогая, родная школа! Завершается первый важный этап нашей жизни, нашей юности.

Ученик:      Как стремительно мчится время! Кажется, только вчера мы не все буквы выговаривали, а сегодня вон какие говоруны вымахали! Правда, у доски некоторые до сих пор предпочитают отмалчиваться.

Ученица:   Подожди! Что-то ты сразу не в ту сторону поворачиваешь. У нас не классное собрание об успеваемости и дисциплине. У нас   торжественная линейка, посвященная окончанию учёбы в средней школе. Подбирай слова, соответствующие моменту. Ведь сегодня – последний урок!

Ученик:   Ой, блин, последний?  И больше не надо бежать на занятия? Ура, пацаны, по домам!

Ученица:   Ну что ты всё никак из детского возраста не выйдешь. Остроумен тот, кто умеет острить к месту.

Ученик:      Хорошо. Дорогие друзья! Все, кто пришёл на последний звонок! Близится миг, который встанет, как поется в песне, «…между прошлым и будущим. Есть только миг, за него и держись!». Кажется, я начинаю понимать смысл этих слов. Последний звонок – и есть тот самый миг, который свяжет воедино наше прошлое и наше будущее!

Ученица:  Этот миг, уйдя в прошлое, будет постоянно держать связь между нами и  родной школой, напоминая нам о наших учителях, друзьях, о замечательной этой поре, помогая нам твёрже и уверенее совершать свои шаги в будущее.

Ученик:    Вот и хорошо было бы сейчас хоть на  немного из этого мига заглянуть и туда, и туда.

Ученица (не понимая):   Куда «туда»?

Ученик:   В прошлое. И в будущее.

Ученица:  Ну, чего захотел!

Ученик:    А мы это запросто. Ведь этот миг, скажу тебе по секрету, - волшебный. В этот миг всё возможно!

Ученица:    А как?

Ученик (заговорщически): Сюрприз. На чердаке школы наши завираи нашли странное сооружение.

                                         Ученики обступают ведущих

Да, нашли. И на нём была надпись: «Машина времени». Мы думали, что это от Макаревича, а Антон взял и дёрнул за одну ручку. И мы все как будто бы куда-то провалились. И оказались вдруг на колокольне. А внизу всадники, телеги, люди в армяках да зипунах. И священники с кадилами. На месте нашей школы ведь церковь стояла. Вдруг нас заметили и начали кричать, как в том кино: «Нечистая, нечистая!» Мы

заорали, Антон дёрнул ручку назад и мы вернулись в наше время: опять чердак и темнота.

Ученица: Вот, вот, темнишь ты что-то. Юрка Старченков тебе сейчас крикнул бы: «Врать-то!» Не верю я тебе!

Ученик:   Почему?

Ученица:   Хотя бы потому, что Антон Васёнов с вами никогда на чердак не полезет!                                                

Ученик: Ну не Антон. Это Ныря был.

Ученица:   Ладно выдумывать. А откуда она там взялась, эта машина?

Ученик:   Не знаю. Может, выпускники прошлых лет сделали. Может, физик с историком на совместном уроке придумали. Может, ветром занесло…

Ученица: А может, это раскладушка нашего сторожа Аурэла…

Ученик:   Не знаю… Но давайте попробуем связаться с прошлым. Чем мы рискуем? Ребята, тащите установку.

Установка почти готова: рамка – большая, в виде контура экрана телевизора;   перед ним – кинопроектор «Русь» и экран от него. В «кадре» - стол, стулья. Выпускники занимают места в зале.

Ученица: Ну, Антон, давай вторую попытку!

Ученик:   Только не резко, чуть-чуть.

                     Антон нажал кнопку кинопроектора. На экране – первое выступление                                     хора первоклассников на концерте для родителей. И понеслись                                 реплики и ребят и взрослых: «О, Господи!...-  Когда же это было?... –                           До революции… – До ГКЧП… –Ой, это же наш Митя… – Антон… -                         Сашка,  Сашка Мошкин!- Смешные-то какие! И так далее.  

                                           Экран гаснет. Зажигается свет.

Ученица:   Ой, хочу еще посмотреть на нас, на маленьких!

Антон:       Пожалуйста!

                        Нажимает кнопку. Экран высвечивается без изображения. Аппарат                         стрекочет. В раме кадра появляется первая учительница Валентина                           Константиновка Булгатова. Первоклассников изображают                                         выпускники, среди них Иван Моршан и Сашка Мошкин. Все  что-то                             старательно рисуют.

Ученица:    Ой, а сейчас куда мы попали?

Ученик:    Туда же, в первый класс. Нет, во второй или третий, наверное.

Ученица:     А кто это?

Ученик:      Не узнаешь? Это же Валентина Константиновна Булгатова! Наша первая учительница!

В. К. (обращаясь к ученикам, строго):  Кто ходил в «Макдон»?!

                             Ребята тут же вскидывают над головами флажки с                                                                эмблемой «Макдональдса»

Ребята:   Мы не ходили! Мы там не были!

Ваня:      Ой!

В. К.       Почему ты ойкнул?

Ваня:      Мошкин щипается!

В. К.:      Не щипается, а щиплется, следи за своей речью! А Мошкин выходит из класса и без матери не возвращается!

                                             Сашка покидает «класс»

В. К.: (Ивану, но может быть на его месте и другой ученик) Ну вот, покажи, что ты там нарисовал?

                                            Берет у него листок, показывает залу.

Ваня, этот твой рисунок я сохраню и вручу его тебе и вам всем – ваши рисунки -  на вашем последнем звонке, когда вы окончите школу. Это будет очень и очень скоро, к сожалению. Вот что я приготовила для вас… (Хочет показать, но в это время входит Мошкин в пальто и платке или шляпке своей матери).

«Мама»:   Вызывали, Валентина Константиновна?

В. К. Здравствуйте, Людмила Петровна. Саша очень способный мальчик, но очень неусидчивый. И обожает подраться. Вчера в раздевалке забил десятиклассника, едва разняли. А сегодня очень больно щипал товарищей.

 «Мама»:   В кого он такой? Ну, прямо не знаем, что с ним делать? Ущипнуть что ли разок, чтобы опомнился? Скажу отцу, пусть разберётся с ним по-мужски.

                        Уходит. Валентина Константиновна выходит на авансцену,

                             через рамку «машины времени» - из прошлого в настоящее

                             и вручает выпускникам их работы, нарисованные ими

                             в начальной школе, показывая рисунки залу под возгласы                                               удивления, восхищения и доброго смеха

Ученик:     Внимание! А сейчас машина времени отправляется в пятый класс!

Включается проектор: на экране фрагменты турслёта  шестилетней давности: вот ребята поют в вагоне электрички, нестройной цепочкой бредут туристы вдоль железнодорожного полотна к лесу. Вот Мошкин добывает брюлики, свалка у костерка, где Сашке дают тумаков, забег завираев по дистанции, песни у костра и другое. И снова смех и ахи, и охи мам.

        Экран гаснет, зажигается свет.

1-й ученик:  Вот мы и побывали в прошлом. А можно ли на этой машине в будущее слетать?

2-й:   Пока нельзя.

3-й:   Мы все вместе на земном шарике в него летим.

4-й:   Это понятно. А  нельзя ли слетать с опережением?

3-й:   С опережением ты всегда в буфет летаешь.

2-й:   Пацаны, не заводитесь. Я сказал, что слетать нельзя, но я не говорил, что нельзя заглянуть в будущее.

3-й:   Ну всё ясно, сейчас ты начнёшь говорить о прогнозировании, щеголять непонятными словечками. Умный, как Роман Плинер.

1-й:   В будущее заглядывать не надо. Его можно спрогнозировать, смоделировать, рассчитать на компьютере. Главное – наметить, чего хочешь достичь, кем стать, когда и что совершить. А потом делаешь программу, ставишь дискету и…

Ваня:  Прошу при нас с Сашкой непонятными терминами не сыпать и не завираться.

3-й (Первому):  Это неинтересно.   Просто жить, куда интересней. А знать наперёд все минуточки своей жизни – кошмар! Другое дело – разочек заглянуть в будущее.

2-й:   Пожалуйста! Эта конструкция позволяет установить видеосвязь с будущим. Пробуем?

4-й:   А на сколько лет вперед?

1-й:   Давай лет на пятнадцать!

2-й :  Включаю!

                         В зале гаснет свет. Работает вхолостую, без пленки,

                             кинопроектор, мерцая лучом и стрекоча. создаёт некую                                                     таинственность происходящего. В экране «Машины

                                времени» возникает «постаревший» Сашка Мошкин с                                                      приклеенными усами. Он беседует с мальчишкой – с любым из                                       первоклассников.

Мошкин ( на шее у него динамовский шарф):  Ты понимаешь, что ты наделал? Ты знаешь, у кого ты пытался снять с «Мерседеса» эмблему? У моего старого другана Ваньки Моршана!

Первоклассник (трёт глаза):  Да я… Я больше не буду…

Мошкин (строго): Как фамилия?

Первокл.:   Литвиновский…

Мошкин:   Из какого класса?

Первокл.(канючит):   Господин учитель, простите…

Мошкин:   Нет, ты, господин Литвиновский, скажи, из какого ты класса?

Первокл.:   Из первого «А».

Мошкин:    Имя?

Первокл.:   Серёжа…(плачет).

Мошкин:    Отчество?!

Серёжа:   Дмитриевич… (ревёт).

Мошкин:   Ну, Серёга, ты даёшь! Передай моему другану Митьку, папашке твоему, чтобы он тебе уши нарвал!

Серёжа:   А папы нету…

Мошкин:    А где ж он? Опять воюет? А ведь обещал на вечер встречи выпускников приехать.

Серёжа:   Он в командировке в Америке.

Мошкин:    И что он там делает?

Серёжа:    Защищает американцев от канадцев. У них там конфликт.

Мошкин (с удовольствием, расплываясь в улыбке):   Завираешь?!

Серёжа: Если завираю, то только чуть-чуть. А что, я вас обидел? А папка уже прилетел. И скоро будет здесь…

Мошкин (прогоняет его):   Ладно, чеши отсюда. (Поворачивается к залу). И в кого они только пошли, детушки наши?! По алгебре – ни в зуб ногой, в истории – ни бум-бум… Объясняешь им, объясняешь… А они считают, что Александр Невский – это Розенбаум из Питера… Да…   Вот   иду    на   вечер  встречи, а этот шплинт у Ваньки  эмблему

откручивает…. Так, ну ладно. Мне на вечере встречи роль дали: прочитать стихотворение, которое я читал пятнадцать лет назад на последнем звонке (роется в карманах). Куда я листок засунул. А, вот он (достаёт бумажку, разворачивает). Нашёл!  (Принимает позу чтеца, декламирует):

 

 
Электронная почта: chichev_ui@mail.ru Разработка сайта «Бригантина»

© Юрий Чичев 2009