Чичев Юрий Иванович

Первому учителю

Вы отрыли нам слово,

В тайну книги ввели.

В класс входили мы, словно

В заповедник Земли.

По начальным ступеням

Поднялись малыши.

Это трудное время,

Здесь нельзя без души.

Вы открыли нам числа,

Поведя от нуля.

Время быстрое мчится,

Умножая, деля…

Мы за школьным порогом

Соберёмся не раз

И, припомнив о многом,

Не забудем о вас.

Кладезь наших вопросов,

Наш толковый словарь,

Наш судья и философ,

Объяснивший букварь,

Добрый Первый Учитель,

Автор первой главы!

В Школьной книге звучите

Первой строчкою вы!

Первой песни напевом,

Первым школьным звонком,

Первой дружбой и первым

В паруса ветерком!   

            Ну разве в такую минуту может удержать слезы старая учительница?                                             

            Затем получила в подарок стихи от класса словесница, преподававшая литературу  всего один  год, последний, но  ребята прониклись и к предмету, и к учителю любовью:

У века, знаем, финиш будет бурный,

Писателям даст пищу наперёд.

Мы ринулись бы все в литературный,

Приди вы к нам пораньше хоть на год.

Нам как-то не везло с предметом этим:

То царь Эдип был нам не по зубам,

То педагог в загранке, то в декрете…

Нет, честно, не везло с предметом нам.

Ах, если б чуть пораньше

Хотя бы на годок

Явились вы, у класса

Прорезался бы слог.

И с Буниным подмышкой

Балдели б, не стыдясь.

Начитанные слишком,

Графьям  уподобясь.

Не путать ударенья

Вы научили б нас,

Читать стихотворенья,

Взбираться на Парнас…

Но даже то, что дали

Вы нам за этот год,

Достойно всех медалей,

Что президент даёт.

Спасибо вам за это.

Душой за нас горя,

Нам добрый лучик света

Дарили вы до лета

                                 С начала сентября!

            Наталья Васильевна так растрогалась, что даже слегка всплакнула. А уже звучали стихи, посвященные классному руководителю Бэлле Рахмановне:

Сквозь углы, координаты, параллели

Мы сначала прорывались кое-как.

Но пятерки будут в вузе, коль у Бэллы

У Рахмановны имеешь ты трояк.

Что нам тангенсы и игреки в квадрате,

Доминанты, нахождение корней…

В нас она ещё воспитывала братство,

Мы себя как дома чувствовали с ней.

Мы уйдём, но кто же дальше по дороге

Поведёт нас, от дурной храня молвы?

В математике какие нынче боги,

Мы не знаем, но Богиня – точно – вы!

            И стойкий математик Белла Рахмановна достала из рукава носовой платочек… А строчки стихов уже звучали дальше, обращенные к учителю физики:

О, физика! Наука из наук!

Тепло и свет. Потоки электронов.

Не может быть, чтоб кто-нибудь да вдруг

Рукою голых проводов не тронул.

И сам предмет мог быть порой жесток.

Стоишь столбом, бывало, на уроке,

И вдруг тебя пронизывает ток –

Дрожишь в магнитном будто бы потоке.

Да, физики не знать – нехорошо!

Ведь без неё и нем, и глух, и слеп ты.

Благодарим вас за электрошок –

За вашу часть учительской нам лепты!

Игорь Алексеевич Голомазов только головой потряс, выслушав  придирчиво эти строки: не напортачено ли что-либо по науке. А стихам уже внимала химичка Полина Яковлевна, заранее приложившая к глазам платок:

Мой предмет любимый – химия,

Не забуду ваше имя я.

Не забуду ваше отчество,

Пока жизнь моя не кончится.

Потому что в жизни химия

И, конечно, биология

Людям всё необходимее,

Чем похвастают немногие.

От полета от космического

И до средства огородного

Нет предмета более практического,

Более, представьте, благородного!

            Молодому педагогу информатики, новейшего предмета, стихи пришлись по душе:

«Миллион задачек сразу

Мне решит товарищ мой.

Он с одним огромным глазом

И с квадратной головой» -

Над такой загадкой дети

Раньше мучились до слёз.

Информационный ветер

Тот ответ до всех донёс.

Что ни хутор, то компьютер.

Сядут бабки вчетвером -

Прочь лото, давай на хутор

Нам систему Си-Ди-Ром!

Выше, общая культура!

Подключайся в Интернет!

Отстучи, клавиатура,

Мегабайты внутрь дискет.

«На просторе, песня, лейся!» -

Выводите на дисплей.

Кто сумел освоить бейсик,

Тем живется веселей!

            А двум новым молодым преподавателям английского языка, Екатерине Первой и Екатерине Второй, стих был преподнесён один, но на английском языке. Можете представить их реакцию:

Everything is beautiful. All,

All is very good and I go.

I go to study at the universitet…

I live with you English not so bed.

After this I will have visit for you?

Чтобы спеть Вам эту песенку свою.

You ask, as always: “What is you name?”

I answer to you: “It′s all the same!”

А потом Вам песню допою,

Because I love you!

            Такого школа еще не слышала. да она многого еще не слышала. И сегодня услышит, если захочет. А пока – школьному военруку, полковнику в отставке Миколе Момотенко:

Ах, если б можно было вдруг

Все возвратить на прежний круг

И тормознуть на вираже –

Согласны мы на всё опять,

Всё  вновь учить и повторять.

И даже ОБЖ!

Но время не погонишь вспять,

А впереди всех нас, как знать,

Ждут, притаясь, уже

Небезопасное житьё,

Незащищенное бытьё… -

Храни нас ОБЖ!

            Ну а уж как не поприветствовать хором и не покачать своего любимца –   немолодого уже физрука, отпустившего бородку для солидности, но всё равно они его кличут между собой Толяном, Натолием и Толиком, да ещё Анатомием, а при нем дядей Толей:

                        Голос:   Кто гонял нас на футболе?

                        Хор:      Дядя Толя!

                       Голос:   Кто водил нас в лес и в поле?

                       Хор:      Дядя Толя!

                       Голос:  Кто мешки за нас волок?

                        Хор:     Дядя Толя!

                        Голос:  Возносил под потолок?

                       Хор:     Дядя Толя!

                        Голос:  Кто водил нас по лыжне?

                       Хор:     Дядя Толя!

                       Голос:   Кто был с нами наравне?

                       Хор:      Дядя Толя!

                       Голос:   Кто дороже, чем физ-ра?

                       Хор:     Дядя Толя!

                       Голос:   Мы кому кричим ура?

                       Хор:     Ур-р-а-а! Дяде Толе!

Настя:     Ну вот, а теперь настаёт исторический момент!

Ваня:      Вот именно!

Сашка:    Правильно, именно исторический. А то все подумали уже, наверное, что мы забыли про историю. Как же мы можем её забыть, если нам преподавала ее директор школы? Нет, Елизавета Григорьевна, мы оставили эту минуту напоследок.

                        Сашка читает стихи, посвященные Е.Г. Вязьминой:

Будто ноет зуб больной:

Вызвали – и ойкнул:

Разве можно Вязьминой

Отвечать на двойку?!

Но и тройку-стыдобу

Крой четвёркой всё же.

Знать своей страны судьбу

На трояк негоже!

Настя:     Тем более, что ведет этот предмет – историю – директор школы! Уходя из школы, мы завещаем тем, кто остаётся, одну из заповедей:

Ваня:     Троечник, помни: предмет, который ведёт директор школы, должен стать твоим любимым предметом!

Настя:     Простите, нас всё время тянет на шутку. Это оттого, что мы пытаемся подсластить горечь расставания.

                             Мошкин продолжает декламацию:

Есть предмет, прикоснувшись к которому,

Мы душою пронзаем века.

Постигая России историю,

Познаём, как она велика!

И почувствуем времени силу,

Вашим вещим внимая словам.

За науку, учитель, спасибо,

За любовь к поседевшим векам!

А когда совершим, что дано нам.

И потрогаем вечность рукой,

То по жизни извечным канонам

Мы истории станем строкой!

Настя:     Ну вот, кажется, нам больше не удастся тянуть время, пытаясь уйти от неизбежного, от последнего звонка.

Белла Рахмановна:     Подождите, теперь наша очередь сказать вам кое-что (читает стихи):

Вы на пороге. Время потягаться

С тем, что за ним: дороги, труд, науки…

Как дальше жить? Взамен рекомендаций

Из будущего вам протягиваем руки!

Не вам искать уютного насеста

И у судьбы вымаливать подачку.

Вы землю получаете в наследство

И все миры вокруг неё впридачу.…

И вам нельзя тащиться в полушаге,

Надеясь на закопанные клады.

Вам обрабатывать поверхность полушарий

По  самому высокому разряду.

За нами вам работать, жить и строить,

Стирая в кровь мозоли на ладонях,

Чтоб каждый час чего-нибудь да стоил.

Чтоб

 
Электронная почта: chichev_ui@mail.ru Разработка сайта «Бригантина»

© Юрий Чичев 2009